Как пользоваться Поиском

поиск по сайту
логин

пароль

регистрация     
забыли пароль?

Помощь сайту

Похожие темы

Темы

все темы

все уроки



Вопросы » Образование за рубежом » Образование в Японии

Образование в Японии

создана: 14.04.2011 в 22:34
................................................

 ( +152 ) 

:

А правда, что в Японии дети начинают учиться с трёх лет? И сколько лет  японцы ходят в обычную школу?

 ( +13 ) 
16.04.2010 22:49
Комментировать

Начальная школа обучает детей с 6 до 12 лет. Государственный план включает предметы, аналогичные плану российской начальной школы. Оканчивая шестой класс, юные японцы, освоив в совершенстве фонематическую азбуку, получают лишь базовые знания иероглифического письма. К концу занятий в начальной школе они "набирают" около 1 тысячи иероглифов (для сравнения: чтобы свободно читать газету, их надо знать не менее 1,8 тыс.). Уроки экологии начинаются уже в начальной школе.

В среднюю школу первой ступени дети переходят после выпускных экзаменов в начальной школе. Здесь занятия рассчитаны на школьников 12-15 лет и продолжаются 3 года. В средней школе первой ступени уже есть предметы обязательные и факультативные (иностранный язык, технология, домоводство, дополнительные занятия музыкой, физкультурой, искусствами). "Багаж" иероглифов достигает уже 2 тысяч. На этом завершается обязательное образование. Дальнейшие ступени - для тех, кто может и хочет этого.

Образование в  Японии        

Средняя школа второй ступени для 15-18-летних, в ней учатся также 3 года, для поступления необходимо сдать вступительный экзамен. Как правило, барьер преодолевают около 94% выпускников обязательной школы. Обучение платное, хотя и не очень обременительное для семейного бюджета. Можно выбрать по желанию общеобразовательное или специализированное отделение. В первом, в свою очередь, есть потоки - для тех, кто подумывает о вузе, и для тех, кто хочет ограничиться средним образованием. Специализированные отделения характерны больше для провинции и села. В зависимости от местных условий они могут иметь свой профиль: технологический, сельского хозяйства, морского промысла, коммерческий, домоводства. Кроме того, есть (их сравнительно немного) школы вечерние и заочные.

Профтехобразование осуществляется школами нескольких типов.

Есть 5-летние технические колледжи с 20 специальностями инженерного профиля, большинство из них государственные, с большим вступительным конкурсом, доступной платой и трудоустройством после окончания. С 1976 г. действуют школы специальной подготовки, принадлежащие крупным фирмам и компаниям, а значит, их учащимся по окончании обеспечено трудоустройство.

Высшее образование выпускники полной средней школы могут получить в университетах и институтах. Учатся 4 года (на медицинских факультетах - 6 лет). Это в основном заведения частные, и стоимость обучения в них весьма высока. Наиболее престижные государственные университеты расположены в Токио, Киото, Осаке, Саппоро, Нагое, Фукуоке, Сэндае. Из частных университетов наиболее известные: Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи в Токио, а также Кансайский университет в Осаке и Рицумэй в Киото. Есть и "карликовые" вузы (200-300 студентов, 1-2 факультета).

С 1950 г. функционируют также краткосрочные вузы (частные и платные), где на базе средней школы учатся 2-3 года. Для потенциального чиновника средней руки этого вполне достаточно. Этот вид обучения предпочитают и многие девушки, свыше 90% студенток, - будущие квалифицированные домоправительницы, воспитатели детских садов и учителя начальных классов. Преподавателей же для старшей школы готовят пединституты и специальные факультеты университетов.

Желающие после окончания вуза поступают на 2-3-годичные курсы докторантуры, где при успешном исходе получают ученую степень.

 ( +13 ) 
16.04.2010 23:09
Комментировать

Учебный год в Японии делится на три триместра и начинается 6 апреля. Первый триместр продолжается до 20 июля, затем идут большие летние каникулы, 1 сентября начинается второй триместр, зимние каникулы идут с 26 декабря, и последний, третий, триместр продолжается с 7 января по 25 марта. Затем идут небольшие весенние каникулы, во время которых происходит переход из класса в класс. Точные даты начала и конца триместров бывают разные в разных школах.

Начало учебного года в апреле связано с тем, что в это время в Японии весна вступает в полную силу и начинает цвести сакура. Существует движение за перенос начала учебного года на 1 сентября, но оно не пользуется большой популярностью.

На время каникул учащиеся получают домашние задания. Иногда они продолжают учиться и на каникулах (на специальных курсах), если недостаточно хорошо учились во время триместров. Ученикам начальной школы рекомендуется вести на каникулах "дневники в картинках" - картинки заменяют пробелы в знании кандзи и развивают умение ученика писать и рисовать.

Обучение в Японии шестидневное, но каждая вторая суббота считается выходным днем.

   

Школьная программа

Учиться в школе начинают в Японии по достижении шести лет. До этого дети обычно ходят в детский сад. К моменту поступления в школу дети должны владеть основами арифметики и уметь читать хирагану и катакану.

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство. К окончанию начальной школы дети должны, в частности, выучить 1006 символов кандзи из 1945 символов государственного перечня.

В средней школе к перечню предметов добавляется английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.

Наиболее сложными предметами считается математика и языки - японский (изучение кандзи) и английский.

Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.

Расписание уроков

Так же, как и в России, но в отличие от США, начальная и средняя школы обычно находятся в 5-10 минутах ходьбы от дома учащегося. Разумеется, в сельской местности школа может быть и существенно дальше.

Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на "линейку", и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению школы придается в Японии большое значение. Тем не менее, прогульщик может сбежать из школы после первого урока.

Продолжительность уроков в начальной школе - 45 мин, в средней и старшей школах - 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока (примерно в половине первого) обычно организуется большая перемена на обед - около 60 минут. Учеников, пытающихся начать есть принесенные из дома завтраки до официального начала обеда, наказывают, особенно если они едят во время уроков. ^_^ В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести.

В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники - самые занятые люди в стране.

А в таких школьных автобусах возят японских детей в школу, конечно, если она не в 5 минутах ходьбы. 

   

                                       Школьный автобус снаружи    и   ...     внутри.


Организация учебы

В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России кабинет закрепляется за учителем). Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой.

Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так.

Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах.

По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.

Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех-четырех дней.

Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же  - "матросский костюм". Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

Кружки и курсы

Важной частью обучения в средней школе считается участие в деятельности школьных кружков (кай). Обычно их деятельность связана либо со спортом, либо с искусством, проходит по окончании занятий и организуется самими учащимися. Помимо очевидной пользы, которую они приносят, кружки также являются рассадниками системы "дедовщины", когда старшие ученики помыкают младшими, чтобы добиться от них лучших результатов (или просто поиздеваться).

В самом начале учебного года руководство кружков вывешивает для учащихся седьмого класса свою "рекламу". Практически каждый семиклассник записывается в один или несколько кружков и остается в них на протяжении всего времени обучения в средней школе.


Экзамены


Главная проблема японских школ - это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему.
Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. В начальной школе экзаменов нет. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам.

За неделю до начала экзаменов отменяются собрания кружков, чтобы ученики могли подготовиться к экзаменам. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.


Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.

Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие - в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и так далее. Карьерных перспектив их выпускники не имеют.

Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние "технические колледжи" - профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.

Академии

Кроме обычных государственных школ, существуют еще частные платные школы-академии, а также "национальные" школы - школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. С другой стороны, в них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет.

Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов. Получившие стипендию для обучения в академиях часто оказываются "белыми воронами" и иногда становятся предметом издевательств однокашников.

В некоторых академиях не обязательно ношение школьной формы.


Университеты и колледжи

Главный критерий при выборе университета - престижность. Тех, кто смог закончить престижное учебное заведение, берут практически на любую работу. Считается, что способный и прилежный молодой человек может разобраться в любом деле, которое ему поручат.

Вместо университета можно поступить в двухгодичный колледж, дающий специализированное образование. В них поступают около 90% японских девушек и получают там "низовые" женские профессии: медсестры, воспитатели детских садов, учителя начальной школы, квалифицированные домохозяйки, актрисы-сэйю.

Поступление в университет проходит в два этапа. На первом выпускники старших школ сдают общенациональный экзамен. По его результатам они подают заявления в выбранный ими университет. Там решается вопрос об их допуске к собственно вступительным экзаменам, которые они затем и сдают.

К числу наиболее престижных университетов относятся государственные университеты Токио, Киото, Осаки, Саппоро, Нагои, Фукуоки, Сэндая, а также частные университеты: Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи в Токио, Кансайский университет в Осаке и Рицумэй в Киото.

Самым престижным считается государственный Токийский Университет (Тодай), основанный в 1877 году и занимающий площадь в 30 га в центре Токио. В его стенах одновременно обучаются около 10 тысяч человек, 2 000 из них - иностранцы. 90% выпускников Тодая занимают свое место в элите страны, два его выпускника стали лауреатами Нобелевской премии по литературе (Кавабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро).

Те, кто не сдал экзамены в желаемый университет, могут сдавать экзамены и через год, и через два. В это время абитуриенты либо учатся на специальных курсах, либо работают, либо совмещают первое со вторым.

 ( +31 ) 
24.04.2010 19:45
Комментировать

Всё это интересно. Но столько экзаменов в школе???   А мы ещё на ЕГЭ жалуемся.

 ( +3192 ) 
17.04.2010 21:30
Комментировать

О профессионализме учителей японской школы.
Подготовка учителей начальной школы длится в течение шести лет и не имеет аналогов в мире. Получить право быть сэнсэем не просто. Для работы в школе необходимо высшее образование и достаточно сложная экзаменационная проверка в несколько этапов. В процессе этих испытаний прежде всего подтверждается способность соискателя на должность учителя быть в глазах детей примером в различных областях знаний, в том числе в музыке, живописи, спорте. Помимо профессиональных знаний, умений и навыков, учитель должен быть безупречно нравственным, образованным, иметь спортивный разряд, владеть пером и кистью, играть на музыкальном инструменте. Известно, что дети начальной школы овладевают навыками игры на пианоле и флейте.

Роль учителя не сводится только к решению проблемы содержания и методов обучения, ибо японская школа не гарантирует своим ученикам уровня знаний, необходимого для поступления в университет. Главным является умение жить с детьми, формировать у них способность к взаимопомощи, приучать их к самоанализу, достигать согласия и гармонии в классе. Сотрудничество на уроках является условием успешности обучения. Обращает внимание практика реагирования детей на удачные ответы их товарищей во время решения сложных задач урока. Эта реакция выражается в эмоциональном отношении и аплодисментах. Согласие и гармонию в группе обеспечивает учитель.

Для японского учителя все дети равны, нет среди них сильных и слабых, а есть ленивые и прилежные, а потому даже для тех детей, кто объективно отстает от программы нет специальных занятий, как, впрочем, и для особо одаренных. Идея необходимости классов или школ для одаренных детей дискутируется в педагогических кругах.

Оригинальна и непривычна система оценки знаний школьников. Не принято публично сообщать об успехах и неудачах детей. Информация о продвижении ребенка есть в личном журнале сэнсэя, а похвала или замечание сообщаются каждому ребенку индивидуально. Зачастую учитель хвалит в классе отдельных детей за прилежание. Свое отношение к работе каждого он отмечает и в ученических рабочих тетрадях, рисуя на полях определенные знаки.

Для детей начальной школы определено 28 тем, которым отводится 1 час в неделю. Содержание специальной деятельности связано прежде всего с формированием трудовых навыков: забота о животных, выращивание цветов на школьных клумбах, уборка классной комнаты, сбор мусора на улице и другие виды общественно-полезного труда. Характерно, что формирование экологического сознания ребенка начинается с привычных мелочей: как сортировать мусор, почему нельзя складывать металлические отходы с бумажными и т.д. Этой проблеме посвящены не одна страница учебников. В периодической печати можно встретить мнение о том, что морально-этические принципы, рассматриваемые на этих уроках звучат красиво, но они запрещают делать то, что хочется , ограничивая свободу ребенка и его активность.

Для каждой школы (начальной, средней и старшей) есть своё, отдельное здание. С отдельной территорией и своими учителями. При каждой школе есть бассейн и несколько площадок для игр, свой огород, где проходят уроки по науке.

Никому из учеников не разрешается носить в школу: сотовые телефоны, деньги, игрушки и пр. Нельзя ходить в обычной обуви, а только в кроссовках.

Хочу написать ответ