Как пользоваться Поиском

поиск по сайту
логин

пароль

регистрация     
забыли пароль?

Помощь сайту

Новости  »  Абитуриентам

2010-01-03 21:44:08



Самые востребованные ВУЗы и специальности

Наиболее перспективные направления подготовки специалистов:
• Финансы, бухгалтерский учет
• Банки и инвестиции
• ТНП (FMCG)
• IT и телекоммуникации
• Строительство, архитектура
• Транспорт, логистика
• Маркетинг, реклама, PR
• Кадровые службы (HR)
• Производство, технологии
• Фармацевтика, медицина
• Юриспруденция
• Туризм, гостин. хоз-во, сфера услуг

Финансы, бухгалтерский учет
Слухи о перепроизводстве бухгалтеров и экономистов сильно преувеличены. Эти специалисты по-прежнему самые востребованные. Сегодня специальность “бухгалтерский учет и аудит” есть едва ли не в каждом вузе. В то же время, по мнению рекрутеров, четко обозначились три лидера: Финансовая академия при Правительстве РФ (ФА), Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова (РЭА) и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ).

Банки и инвестиции
Растет спрос и на профессионалов, работающих в банковских структурах. Сегодня в России около 1300 банков разного уровня. Каждый из них заинтересован в узкопрофильных специалистах. По данным кадровых агентств, самыми ценными и востребованными в этой сфере являются кредитные эксперты, на втором месте — операционисты банка, на третьем — руководители контрольно-ревизионного управления.
Специальность для будущего банкира называется “Финансы и кредит”. Лучше, если в ее рамках есть специализации: “банковское дело”, “инвестиционное дело”, “биржевое дело”, “рынок ценных бумаг”. Вузов, готовящих по этому направлению, предостаточно, а лидеры все те же: ФА при Правительстве РФ, РЭА им. Г. В. Плеханова и МГУ им. М. В. Ломоносова.

ТНП (FMCG)
Аббревиатура ТНП расшифровывается просто — товары народного потребления. Самые востребованные позиции в ТНП — менеджерские.
В подготовке квалифицированных менеджеров далеко вперед ушел Государственный университет управления (ГУУ), позиционирующий себя на рынке как вуз, готовящий управленцев для разных отраслей народного хозяйства. В спину ему дышат МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭА им. Г.В.Плеханова, Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ). А вообще, “Менеджмент” — сфера специфическая, и было бы наивно надеяться сразу после вуза занять руководящую должность, существует мнение, что в менеджменте ни вуз, ни образование вообще не имеют значения, главное — опыт.

IT и телекоммуникации
Сфера информационных технологий не случайно считается одной из самых перспективных. Темпы роста отрасли в России составляют 25% в год.
Вузов, предлагающих качественное образование в сфере IT, довольно много. В любом из них можно получить качественное образование, но лидером, без сомнения, является Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (МГТУ).

Строительство и архитектура
Темпы строительства жилья в Москве в среднем составляют более 3,5 млн. кв.м в год. Сегодня плотнее застроены только Шанхай и Гонконг. Строительная отрасль остро нуждается в специалистах, в первую очередь, в грамотных прорабах — руководителях строительных работ, архитекторах и руководителях проекта.
С выбором вузов все просто: здесь два явных лидера — Московский государственный строительный университет (МГСУ)и Московский архитектурный институт (МАрхИ). Для будущих строителей-автодорожников подойдет Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ). В каждом регионе есть свои строительные университеты, либо в технических университетах есть факультеты и кафедры архитектуры и строительства.

Транспорт, логистика
Координаторы по логистике — самые востребованные специалисты в этой сфере, а так же менеджеры по продажам, специализирующиеся на внешнеторговых операциях. Кроме них в этой области трудится множество других специалистов: руководители отделов логистики, операторы складов, менеджеры по работе с клиентами, экспедиторы, специалисты по таможенному оформлению и многие другие.
Ведущими вузами в сфере логистики и траспорта названы инженерно-технические вузы: первым — МАДИ, на втором месте Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), третье и четвертое место практически поделили между собой Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) и Московский государственный технологический университет "МАМИ" (МГТУ "МАМИ"), на пятом — Российская таможенная академия (РТА).

Маркетинг, реклама, PR
По специальности “реклама” готовят многие вузы, и тем не менее работодатели со скепсисом относятся к выпускникам рекламных факультетов. Образование это модное, молодое, многие вузы не могут дать достойного уровня знаний, поскольку не хватает преподавателей-практиков. Ситуацию усугубляет и то, что в Москве еще нет вуза с известным и четко позиционированным брендом в области рекламы, за исключением, пожалуй, негосударственного Международного института рекламы, который известен только в узких профессиональных кругах. Видимо, поэтому рекрутеры на первое место поставили “универсальный” МГУ им. М. В. Ломоносова, на второе — РЭА им. Г. В. Плеханова, а на третье — ГУУ. За ними с большим отрывом идут Московский государственный институт международных отношений (университет МИД РФ) (МГИМО), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Российкий государственный гуманитарный университет (РГГУ).

Кадровые службы (HR)
Что важно в этой сфере? Умение работать с людьми, хорошее гуманитарное образование и управленческие навыки. По мнению кадровиков и работодателей, их лучше всего получить в МГУ им. М.В.Ломоносова, ГУУ и РЭА им. Г. В. Плеханова. В то же время 8,9% опрошенных указали, что в этой сфере многое зависит от личностных качеств человека и, в принципе, подойдет профильное образование в любом вузе, готовящем по этой специальности.

Производство, технологии
В области подготовки инженерно-технических кадров ведущим считается МГТУ им. Н. Э. Баумана , славящийся подготовкой инженеров по самым разным направлениям — от ракетостроения до проектирования военной техники. Это бренд, известный не только в России, но и за рубежом. Однако существует около 400 (!) инженерных специальностей, и ни один вуз — даже МГТУ — не может охватить их все. Поэтому обычно технические вузы специализируются на узких направлениях подготовки. Так, МАИ выпускает профессионалов в области авиастроения; Московский инженерно физический институт  подготовил десятки тысяч инженеров-физиков, инженеров-исследователей; Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ) (9,7%) готовит высококлассных специалистов прикладной физики, Московский энергетический институт (государственный университет) (МЭИ) – инженеров-энергетиков, МГТУ "МАМИ" – профессионалов в области автомобилестроения; Российский государственный химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (РХТУ) – инженеров-химиков; МГТУ "СТАНКИН" — технологов; Московский государственный горный университет (МГГУ) – инженеров горного дела. Выбор большой, и в каждом из этих вузов можно получить хорошее техническое образование.

Фармацевтика, медицина
Институтов, выпускающих провизоров-фармацевтов, в России не так много, и на специалистов в этой области идет настоящая охота. По итогам исследований, явным лидером стала Московская медицинская академия им. Сеченова (ММА им Сеченова). Не удивительно, это такой же бренд, как МГУ им. М.В.Ломоносова, только в медицинской сфере. Российский государственный медицинский университет (РГМУ) (или как его называют "второй мед"), идет вторым.

Юриспруденция
На первом и втором месте — Московская государственная юридическая академая (МГЮА) и МГУ им. М.В.Ломоносова. Среди престижных вузов — МГИМО, славящийся подготовкой юристов-международников, ГУ-ВШЭ. Достаточно известны и популярны юридические факультеты Российского университета дружбы народов (РУДН), Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Всероссийской государственной налоговой академии (ВГНА).

Туризм, гостиничное хозяйство, сфера услуг
В подготовке менеджеров по туризму признанным лидером стала негосударственная специализированная Российская международная академия туризма (РМАТ). За ней следуют Институт туризма и гостеприимства при МГУ сервиса и Институт гостиничного бизнеса и туризма РУДН. В то же время менеджеров по туризму выпускает огромное количество вузов как государственных, так и негосударственных.

Выше спрос — жестче конкуренция

Анализ рынка труда показывает: по уровню спроса на специалистов по-прежнему лидируют экономические и финансовые специальности, за ними следуют менеджеры в ТНП, специалисты по IT и телекоммуникациям. Юриспруденция неожиданно оказалась далеко не в первых рядах: рынок действительно перенасыщен этими специалистами. В то же время вперед вырвались технические сферы – строительство и производство. Появились новые перспективные направления, где наблюдается острая нехватка кадров: логистика, реклама, HR.
Туризм неожиданно оказался на последнем месте по востребованности специалистов, несмотря на традиционную текучку кадров в этой сфере. Тем не менее статистика показывает: спрос растет на все специальности. Но и конкуренция становится более жесткой. По данным кадровых агентств, на одну открытую вакансию инженера, например, претендуют 2—3 человека, маркетолога — 5—7. У юристов еще больше. Очень сложно попасть в первоклассную западную компанию — конкурс на открывшуюся вакансию порой достигает 30 человек на место. В этой ситуации диплом выпускника имеет огромное значение, и спросом пользуются прежде всего выпускники широко известных, брендовых вузов.

О пользе бренда

"Десятка" ведущих вузов выглядит примерно так:

• МГУ им. М. В. Ломоносова
• РЭА им. Г.В. Плеханова
• ГУУ
• МГТУ им. Баумана
• ФА при Правительстве РФ
• МГЮА
• МГСУ
• МИФИ
• ГУ-ВШЭ
• МФТИ

Бренд вуза часто оказывается ключевым фактором при выборе института и перевешивает многие другие соображения. Иногда родители сами подталкивают абитуриента к поступлению в престижный вуз не по конкретной специальности, а "за знаниями". Особенно в этом плане котируется финансово-экономическое и техническое образование. В отличие от западного подхода, где приветствуется узкоспециализированная подготовка, в российских вузах большой блок базовых "вводных" универсальных знаний, поэтому хороший вуз позволит "распахать мозги", а дальше можно получить дополнительное специальное образование.
Выбирать вуз "по бренду", а не по специальности, имеет смысл, если вы еще точно не определились с будущей профессией. Особенно ценится работодателями российское техническое образование. Довольно часто руководители компаний говорят о том, что лучше взять на работу, скажем, менеджером выпускника хорошего технического вуза и всему научить его на практике, чем брать человека с факультета менеджмента малоизвестного вуза, которого все равно придется переучивать. Встречаются руководители, которые, сами закончив технический вуз, стараются набирать сотрудников из своей альма-матер, будучи уверенными в их уровне знаний, пусть и не профильных. Впрочем, все это парадоксы российского образования. Наверное, и такой подход имеет право на существование, но рынок меняется, и, что бы ни говорили, в вакансиях работодатели обычно указывают, что образование должно быть профильным. Поэтому в идеале лучше поступать в престижный вуз и образование выбирать целенаправленно, а главное — по душе.

В то же время, чтобы стать востребованным специалистом на рынке труда, совсем не обязательно получать образование в брендовом вузе – достаточно окончить «любой профильный вуз». Такое мнение высказали рекрутеры, имея в виду четыре сегмента рынка: IT и телекоммуникации, финансы и бухучет, юриспруденцию, HR. Почему названы эти четыре сферы? Подготовка специалистов по трем направлениям (финансы и бухучет, юриспруденция, HR) строится на основе законодательства. Учебные программы давно отработаны, качество обучения в профильных вузах вполне устраивает работодателей. Что касается сегмента IT и телекоммуникаций, выпускники технических российских вузов высоко котируются не только в России, но и за рубежом. Они пользуются спросом на рынке труда независимо от того, какой профильный вуз указан в дипломе. Тем не менее, если вы хотите по окончании вуза работать в крупной российской или западной компании, стоит получать образование в престижных учебных заведениях, которым сотрудники кадровых агентств отдали наибольшее количество голосов.

Вопреки конкурсам

Идти в брендовые вузы стоит, вопрос в другом: кому по силам туда попасть? Если мы возьмем пятерку лидеров и проанализируем конкурсы на бюджетные места в 2005 г., картина получится впечатляющая. Например, чтобы поступить в РЭА им Г. В. Плеханова на специальность “Мировая экономика”, нужно преодолеть конкурс в 8 человек на место, в ГУУ на “менеджмент организации” — около 8 человек, в Финансовую академию при Правительстве РФ на “финансы и кредит” — 7 человек. В МГУ им. М.В.Ломоносова на “юриспруденцию” — 6 человек на место. Так что отбор кадров, востребованных потом работодателями, начинается уже с приемной комиссии и вступительных экзаменов.
Заслужить диплом престижного вуза не каждому по силам, но тут срабатывает старый студенческий принцип: “Сначала вы работаете на диплом, потом он работает на вас”.
И последнее. Как показывает практика, даже ведущие брендовые вузы страны выпускают порой весьма заурядных специалистов, и, напротив, из малоизвестных институтов выходят талантливые руководители. От качества обучения зависит, безусловно, многое и от диплома тоже, но на самом деле все зависит от вас.

По материалам газеты "Московский Комсомолец"
Евгений КОЛОДИН

Если интересуют проходные баллы в вузы и другая полезная информация для поступающих, то пройдите по ссылке

Абитуриентам