Как пользоваться Поиском

поиск по сайту
логин

пароль

регистрация     
забыли пароль?

Помощь сайту


О профессиях » Балерина

2009-10-19 18:38:13


 (466x699, 157Kb)        (474x698, 127Kb)Балет - одна из немногих профессий, которая требует оставить за бортом все, не касающееся ее. В 10 лет мальчики и девочки приходят поступать в балетное училище. Здесь им предстоит первое испытание: отбор.

Легендарное Вагановское училище (ныне Академия русского балета им.А.Я.Вагановой) выпустило из своих стен множество звезд отечественного балета. Именно здесь, в первой в России "Танцовальной Ее Величества школе" сформированы балетные устои и традиции. Декан исполнительского факультета Марина Александровна Васильева рассказывает, что на первом туре конкурсного отбора оцениваются прежде всего физические данные.

Что это значит? Будущая балерина или танцовщик должны быть узкокостными, стройными, иметь узкое колено, тонкую щиколотку, высокий подъем. Отношение роста стоя к росту сидя не должно превышать цифры 1,2 (это очень важный показатель). Мальчика или девочку просят присесть, разведя колени в стороны - это показывает подвижность тазобедренных суставов, так называемую выворотность. Ребенка просят согнуться - и смотрят на гибкость и форму позвоночника.

 

Вообще, в балете свой язык. Например, шаг - это то, насколько высоко поднимается нога. И счастливчики, которые обладают от природы легким, хорошим шагом, имеют гораздо больше шансов поступить в училище. То же самое можно сказать про прыжок. Чем он выше (особенно у мальчика), тем лучше.

Конечно, бывают редкие исключения, когда дети с не очень подходящими данными столь трудолюбивы, талантливы и терпеливы, что со временем одолевают природу. Так, например, родители Илзе и Андриса Лиепы ежегодно получали из училища Большого театра уведомления, что их дети переведены в следующий класс условно, потому что у Илзе слишком высокий рост, а у Андриса проблемы с весом...

На втором туре к работе приступают врачи. Балет, как известно, это изнурительные физические нагрузки, справиться с которыми может лишь здоровый организм. А потому медики обследуют состояние позвоночника, зрение, сердце, почки и т.д. Конечно, говорит Марина Александровна, совершенно здоровых детей сегодня почти нет. Но из тех, кто попал на второй тур, приходится отбирать наиболее крепких.

И уже после всего этого детей проверяют на музыкальность и танцевальность. Предложив им двигаться под музыку, педагоги наблюдают и пытаются строить прогнозы относительно профессиональной пригодности. Ведь даже имея идеальные данные, можно не слышать и не чувствовать музыку, не уметь координировать движения - а тогда в балете делать нечего.


Школа

Большинство принятых зачисляются условно. Это значит, что в любой момент их могут отчислить. Надо сказать, что училища такого уровня, как Вагановское, отчисляют много и жестоко. Престиж этого диплома во всем мире настолько высок, что выпускники непременно должны соответствовать эталонным стандартам русской балетной школы. Деньги или связи здесь ничего не решают. Поговаривали, что в каждом балетном училище было "свое" окно, откуда отчисленные пытались выбрасываться. И воспитателям приходилось буквально за руку держать тех, у кого сдали нервы.

Поступив, школьники начинают осваивать две программы. Одну, общеобразовательную - с 9-ти  утра. А во второй половине дня начинаются хореографические дисциплины - классический танец, исторический, музыка, история балета и т.д. Поскольку уже со второго класса многие ученики участвуют в спектаклях, то до семи вечера продолжаются репетиции. А потом - спектакль.

Те ученики, которые приезжают учиться из других городов, живут в интернате при училище. Правда, будет правильнее сказать, что они там ночуют. Потому что уходят на занятия они в восемь, а возвращаются часто в десять вечера.

Уже в первом классе училища проходят первые экзамены, которые ведут к отсеву. В январе и мае отчисляют тех учеников, которые не выдержали нагрузок, а главное - не смогли оправдать ожиданий педагогов. Следующее серьезное отчисление происходит в третьем классе, а окончательное - в девятом. То есть практически перед выпуском. А виновны в этом порой гормоны, лишние килограммы или проблемы со здоровьем. Девочку, которая прибавила два килограмма или пять сантиметров роста, трудно поднимать в поддержках, поэтому ей приходится уходить.

В итоге из 70 поступивших к моменту выпуска остается человек 25. На государственные экзамены собираются представители лучших театров. Некоторых приглашают на работу сразу же, после экзаменов. Другие вступают в новую жизнь самостоятельно.

Какие они?

Артисты балета - какие? Всегда казалось, что они немножко надменные. На самом деле все дело в осанке. Высоко поднятая голова и развернутые плечи придают им такой вид. Еще кажется, что они ведут богемный образ жизни, чувствительны, нежны и хрупки. Педагоги считают, что те, кто оканчивает училище, отличают большим терпением, крепкими нервами, устойчивой психикой и дисциплинированностью.

И действительно, каждый, кто близко общался с балетными, скажет, что они отличаются от других представителей театральных профессий именно железной дисциплиной, выдержкой и умением заставлять себя трудиться. Привыкшие за годы учебы к строгости, ежедневным однообразным упражнениям для поддержания формы, артисты балета знают, что их карьера зависит от того, сумеют ли они удержать себя в самых жестких рамках.

Понятно, например, что балерина не может позволить себе полнеть. Но самое важное - это постоянно и методично ограничивать себя в еде. (Те девочки, которые во время учебы пытались похудеть перед экзаменами при помощи таблеток, доводили себя до нервных срывов и больничных коек). То же самое можно сказать и про ежедневные занятия, которые нельзя прекращать. Даже самые знаменитые примы, безупречное мастерство которых является аксиомой, каждый день несколько часов проводят у балетного станка.

Выносливость, терпеливость, собранность - вот первые качества этой профессии. Именно они дают возможность приобрести и довести до совершенства технику танца.

И лишь потом идут эмоциональность, одухотворенность и внутренний огонь. Без которых, конечно, невозможно стать настоящей звездой балета, но которых все же недостаточно...

Таланты и поклонники


Что уготовано выпускнику училища, в дипломе которого значится "артист балета"?

Во-первых, конечно, мечта каждого мальчика и каждой девочки - это театр. Выпускники училища при Большом театре поступают, понятное дело, в труппу Большого. Из Вагановского училища- в Мариинский, Михайловский, в балет Бориса Эйфмана и т.д.

Лишь единицы, самые талантливые сразу получают сольную партию. Для этого нужно быть действительно ярким, необычайно выдающимся артистом. Большинство зачисленных в труппу, что называется, "встают у воды". Это выражение означает попросту кордебалет. А дальше - как распорядится судьба. Многое, если не все, в судьбе любого, а балетного в особенности артиста зависит от стечения обстоятельств, от закулисных отношений, репертуара театра, мест на конкурсах, личного обаяния, наконец.

О профессии балерины лучше узнать из биографии одной из наших ведущих балерин, к сожалению, которой уже нет с нами. Я говорю о Екатерине Максимовой. Я видела ее выступления только по телевизору. Была в восхищении от ее Анюты в одноименном балете. И вот её биография.

 

Екатерина Сергеевна Максимова

( 01.02.1939 -

28.04.2009)

г. Москва


Хрупкая большеглазая девочка, живая и подвижная, мечтала стать пожарником или кондуктором трамвая. Или, в самом крайнем случае, балериной. Эту девочку звали Катя Максимова, и нет сейчас культурного человека, который не знал бы имени прославленной балерины Екатерины Максимовой. Впрочем, Максимову нельзя назвать просто балериной, даже знаменитой — она в первую очередь актриса. Актриса, танцующая на пуантах с воздушной легкостью.

Мама Кати долго колебалась, прежде чем отвести девочку на показ в хореографическое училище. Сыграл свою роль тот факт, что жили они в одном доме и были знакомы со знаменитой балериной Гельцер, которая отметила у девочки несомненные балетные данные. Действительно, сложена Катя была для балета — худенькая, легкая, пропорциональная, подвижная и грациозная.

В 1949 году Катя Максимова была принята в Московское хореографическое училище. Своим преподавателям она доставляла много хлопот, так как была самой способной, но и самой озорной и отнюдь не самой прилежной среди своих сверстниц. В силу своего живого характера она никак не могла заставить себя без конца повторять однообразные, скучные упражнения, необходимые каждому будущему артисту балета. К счастью, ее первым педагогом стала Л.И. Рафаилова, которая прекрасно сумела найти подход к своенравной ученице. Она сразу поняла, что Катю Максимову нельзя заставить что-либо сделать — ее можно только заинтересовать. Рафаилова отметила впечатлительность девочки и, обращая ее внимание на эмоциональную сторону музыки, сумела настроить Катю на серьезные занятия.

Катя радовалась, когда принимала участие в спектаклях Большого театра — операх и балетах, где были детские роли. Еще в первом классе, проучившись всего несколько месяцев, она впервые в жизни вышла на сцену Большого театра.
Очень понравилась ей роль Белки в сказке «Морозко», которую Катя Максимова получила, учась во втором классе. Она исполнила ее настолько успешно, с такой живостью и грациозностью, что была даже отмечена критиками.

 В том же 1962 году она впервые участвовала в балете «Щелкунчик», который надолго вошел в ее жизнь. Она исполняла партии снежинки, куклы, Маши-девочки, танцевала па-де-труа со своей соученицей и Владимиром Васильевым, с которым впоследствии крепко свяжет ее судьба на сцене и в жизни.

Именно с «Щелкунчика» к Максимовой пришел успех. Катя, ученица восьмого класса, получила роль Принцессы, которую всегда исполняли выпускники девятого класса. А через несколько месяцев она танцевала эту партию на Всесоюзном фестивале молодежи — и роль Маши-принцессы принесла ей золотую медаль и внимание ведущих балетмейстеров страны.

К этой партии Екатерина Максимова вернулась уже в составе балетной труппы Большого театра, в 1966 году. «Щелкунчик» обрел новую жизнь в постановке Юрия Григоровича, и теперь роль Маши-принцессы исполняла не девочка-подросток, а взрослая балерина. Роль Маши создавалась Юрием Григоровичем специально «под нее» — балетмейстер учитывал все данные танцовщицы. Работа Максимовой в Большом театре после окончания в 1952 году хореографического училища началась с гастролей в Закавказье. Там она исполняла любимый фрагмент из «Щелкунчика» — па-де-де с Владимиром Васильевым.



После гастролей она исполняла вставное па-де-де в «Жизели», танцевала Лебедя в «Лебедином озере». Вскоре началась первая ее совместная работа с молодым балетмейстером Юрием Григоровичем, работавшим в то время в Ленинграде и приглашенным для постановки балета «Каменный цветок». Это было в 1958 году, когда театральной молодежи была предоставлена возможность экспериментировать, пробовать новые формы, искать новые пути в искусстве.

Серьезным испытанием стала для молодой Екатерины Максимовой партия Марии в балете «Бахчисарайский фонтан». До нее исполнительницей этой партии была Галина Уланова. Образ Марии неразрывно слился с характером знаменитой балерины, а ее пластика стала эталоном.

Максимова подошла к роли Марии, взяв за основу исполнение Галины Улановой, учась у нее. Однако при сохранении по большей части хореографического и пластического рисунка, Максимова создала несколько иной характер героини. Мария Улановой строга и сдержанна — Мария Максимовой более эмоциональна и доверчива. Сама балерина не была полностью удовлетворена своей работой, и со временем исполняла ее все реже и реже.

Еще одна роль, которую Екатерина Максимова исполняла после Галины Улановой, была Жизель. Она получила ее прямо «из рук» прославленной балерины. Уланова, подыскивая себе ученицу, остановилась на подающей большие надежды молодой танцовщице Максимовой. Жизель Максимовой, принесшая ей славу и успех, была более беспечной и наивной, чем та же роль в исполнении Галины Улановой, ее образ скорее лиричен, нежели трагичен.

Несмотря на то, что Жизель в исполнении Максимовой отличалась от замечательного исполнения этой партии Улановой, работа молодой балерины заслужила одобрение и публики, и критиков, которые отмечали прекрасные результаты совместной работы Улановой и ее ученицы, Екатерины Максимовой.

Уже в 1959 году, на следующий год после окончания училища, она отправилась на свои первые зарубежные гастроли в США и Канаду. Отзывы о ней были самыми восторженными: «Эта девочка способна растопить самые черствые сердца». После этой поездки за Екатериной Максимовой надолго закрепилось прозвание, данное ей прессой: «маленький эльф».

Успех сопутствовал ей постоянно. В том же году Максимова завоевала золотую медаль на конкурсе классического танца на Всемирном фестивале молодежи в Вене. И вновь гастроли — Китай, а в последующие два года — Дания, Норвегия, Финляндия.

В 1960 году состоялась первая работа Екатерины Максимовой в кино — она снялась в фильме-балете «Золушка», где танцевала фею Весны. Следующий год был ознаменован для молодой балерины тем, что она стала своеобразным лицом нашего балета за рубежом, снявшись в роли Жизели в фильме «СССР с открытым сердцем», предназначенном для показа на Западе. Премьера фильма состоялась в Париже, и этот визит во Францию принес танцовщице еще одну радость — он стал своеобразной свадебной поездкой Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.

     Асаф Мессерер писал: «Когда Максимова и Васильев танцевали в «Дон-Кихоте», веяло свежестью, молодостью, счастьем. В сверхсложные вариации, прыжки и вращения они вливали свое собственное душевное здоровье, свой смех, юмор, упоение жизнью. Оба купались в удовольствии, в этой вакхической игре, в этих летающих танцах, радуясь и приглашая к радости зал, чтобы мы не забывали, сколько хорошего отпущено судьбой или, по крайней мере, какими мы могли бы быть счастливыми...»

В 1968 году Григорович ставит балет «Спартак», в котором партию Фригии, подруги Спартака, он создает специально для Екатерины Максимовой. Новизна этой партии состояла не только в ее трагическом характере, но и в ее хореографическом рисунке. Григорович вводит множество сложных поддержек и почти акробатических элементов. Но этот новый для Максимовой образ был столь же органичен, сколь и все созданные ею характеры.

Продолжением той же тенденции в развитии творчества балерины стала роль Девушки в балете «Икар». Работа была первым балетмейстерским опытом Владимира Васильева. Естественно, что партию Девушки он создавал для своей постоянной партнерши и фактически в соавторстве с ней. Ее танец состоит из излюбленных Максимовой и очень подходящих ее пластике струящихся мягких линий, причудливых, неожиданных и гибких.

Особое место занимает в творчестве Екатерины Максимовой образ главной героини в балете «Ромео и Джульетта». Он как бы синтезирует в себе две ипостаси балерины — наивной девочки и женщины, способной на самоотречение, на сильный поступок.

  Первой работой Максимовой на телевидении стал фильм-балет на музыку Прокофьева «Трапеция», где балерина исполняет роль Девочки, выступающей в бродячем цирке. В 1972 году был снят фильм «Дуэт» о творчестве Максимовой и Васильева.

Великолепен фильм-балет Гаврилина «Анюта» и одноименный спектакль, поставленный по мотивам произведения А.П. Чехова «Анна на шее».

 

Вновь хореографическое и актерское мастерство Екатерины Максимовой вызвали восторг зрителей и телезрителей.

После окончания исполнительской деятельности Максимова становится педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов. Екатерина Максимова не помышляет о расставании с балетом, который был  делом всей ее жизни.

О балеринах на сайте смотри материал   Самая первая прославленная балерина  просто кликни эту ссылку.

По этой ссылке можете перейти на сайт Академии Русского Балета им. А.Я.Вагановой  АРБ им. А.Я.Вагановой