ILANA :
Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца. Перевертыш - одна из самых красивых и забавных оптических иллюзий.
Ох уж эти сказочки...
С. Орлов., 2004 год.
Молодой московский художник Сергей Орлов выполнил серию картин с секретами к сказкам английского писателя Льюиса Кэрролла о девочке Алисе. Часть серии в виде альбома вышла в 1998 году в издательстве Московского физико-технического института. А в августе 2003 года на съезде любителей головоломок в американском городе Чикаго рисунок Сергея Орлова признали лучшей картиной-перевертышем последнего десятилетия.
Если левую картинку повернуть на 180 градусов (т.е. "вверх ногами"), то из старика получится баба Яга в ступе (правая картинка).
Загадочный случай
Рисунок к рассказу Д. Ювачева (Д. Хармс) "Загадочный случай", 1934 год.
Писатель Даниил Иванович Ювачев использовал восемь псевдонимов, самый известный среди них - Даниил Хармс. Есть у него маленький рассказ про картинку-перевертыш, опубликованный в 1934 году в детском журнале "Чиж". Рассказ написан от лица автора, который делает уборку собственной квартиры и снимает со стены портрет приятеля, Карла Ивановича. Вытерев пыль, вешает портрет обратно, нечаянно перевернув его. Далее герой рассказа сообщает: "Потом я отошел, чтобы издали взглянуть, не криво ли он висит. Но когда я взглянул, то у меня похолодели ноги, а волосы на> голове встали дыбом. Вместо Карла Ивановича… на меня глядел со стены страшный, бородатый старик в дурацкой шапочке". Поскольку другие рассказы Хармс подписывал псевдонимом Карл Иванович, получается, что на картинке в детском журнале показан портрет-перевертыш самого Даниила Ювачева? К сожалению, на иллюстрациях в детских журналах того времени фамилию художника не указывали, и мы не знаем, автора шутливого изображения.
Рисунок-перевертыш, 1970-е годы.
Фаянсовый поднос, 1754 год. Музей прикладного искусства в г. Кёльне (Германия).
Существует еще один тип перевертышей. Они нарисованы так, что вторая картинка появляется после поворота изображения на 90 градусов. Излюбленный сюжет - пейзаж, в центре которого холм с ведущей к нему дорогой. На холме - замок и несколько домиков, рядом с деревьями на лугу пасется скот, ходят люди. Подножие холма спускается к морю или озеру. В общем, вполне реальная бытовая картина. Но когда на нее смотришь> под другим углом, холм превращается в голову великана, деревья выглядят его шевелюрой и бородой, замок - носом, домики или колодец - глазами и так далее. Подобные картины нередко украшали тарелки и блюда.
Зажигатель
И. Теребенев. "Зажигатель", 1813 год. Государственный исторический музей, Москва.
Любопытный перевертыш был создан в 1813 году Иваном Теребеневым. Тема выпущенной им небольшой гравюры соответствовала году создания, а название - "Зажигатель" - отражало распространенное, но несправедливое мнение, что Москву сожгли по приказу Наполеона. Судя по размеру, гравюра предназначалась не для украшения стен, а для рассматривания за столом - так удобнее поворачивать. На ней изображен Наполеон. При повороте гравюры французский император превращался в старушку в капоре по имени Л. Раниоли, видимо, всем известную в то время особу. Прошло 200 лет, и теперь историки затрудняются ответить на вопрос: "Кто такая мадам Раниоли?"
Картинки-"оборотни" из старинной немецкой книги.
Постоянный посетитель и его любимое блюдо
Почтовая открытка "Постоянный посетитель и его любимое блюдо". Начало ХХ века. Россия.
В России в начале ХХ века выпустили почтовую открытку, на которой изображен толстый господин в шляпе. При повороте открытки он превращается в жареного поросенка на блюде. Пояснительная надпись с одной стороны - "Постоянный посетитель", с другой - "…и его любимое блюдо". Это произведение почтового искусства предназначалось для широкой публики.
Монета середины XVI века. Западная Европа.
В музее голландского города Утрехта хранится старинная доска размером 31x24x5 см с портретом Папы Римского. Кажется, что в этом нет ничего особенного, но если доску перевернуть, то профиль главного католика превращается в голову дьявола. В XVI веке это двойное изображение чеканили даже на монетах (фото внизу), сопровождая надписью на латыни: "Mali corvi malum ovum" ("Поганого ворона поганое яйцо"). Головной убор Папы - тиара - действительно по форме напоминает яйцо.
По материалам журнала «Наука и жизнь», автор публикации: А.Калинин
Перевертыш
От Андронова Вячеслава
Морячок