Как пользоваться Поиском

поиск по сайту
логин

пароль

регистрация     
забыли пароль?

Помощь сайту

Похожие темы

Темы

все темы

все уроки



Вопросы » Образование за рубежом » Год в американской школе

Год в американской школе

создана: 21.06.2010 в 00:56
................................................

 ( +123 ) 

:

Когда я прочитал этот материал, я не мог удержаться, чтобы не разместить его у нас на сайте. Прочтите и вы, думаю, комментарии здесь излишни.

Настя Швецова,
ученица  гимназии № 36
г. Ростова-на-Дону

               Год в американской школе


Конец лета. Московский международный аэропорт. В маминых глазах тревога, растерянность и радость одновременно. В моих, наверное, было то же самое, но в еще большей степени. Последние минуты тянутся бесконечно. Наконец, я в самолете. 12 часов полета до Чикаго не назовешь удовольствием, а труднее всего - это усидеть на месте. Но и это испытание самолетным креслом позади.
          В аэропорту меня опять ждала семья, но уже другая - американская, в которой мне предстояло прожить почти год. Мы сели в машину и покатили в штат Мичиган, знаменитый своими Великими озерами. Городок Стерджис, мое новое место обитания, по нашим меркам почти деревня. В нем всего около 10 тысяч жителей. Вокруг Стерджиса огромное количество озер и кукурузных полей. В самом городке нет ни небоскребов, ни больших магазинов, зато непривычно много церквей.
          Меня поразило и то, что в моей американской семье аж 6 детей (!), старшему - 21 год, младшей - 9. Дом наш (по российским представлениям он просто огромный - только спален 6 штук) стоит на холме за городом и окружен лесом.
          После знакомства с домом и окрестностями начинаю готовиться к встрече с моей новой школой. Оказывается в Америке, и в Стерджисе в частности, дети разного возраста учатся в разных школах, которые разбросаны по всему городу. Здесь несколько школ для детей с 1 по 3 классы, две школы для тех, кто учится в 4-6 классах, одна для 7-8 классов и одна для 9-12. Школа, в которую мне предстояло ходить в 10 класс, находится примерно в 3 милях от дома.
          С виду школа небольшая (всего один этаж), но когда заходишь внутрь, понимаешь, что это не так. В здании вмещается около 250 учебных кабинетов, кафетерий, библиотека, спортивный зал, тренажерный зал и медкабинет, где оказывают помощь "пострадавшим атлетам". Около школы красуется огромная вывеска, которая гласит: Sturgis High School, а рядом с надписью изображен древнегреческий воин, троянец по-ихнему. Вообще, у каждой американской школы есть свой символ, как правило, животное или воин. Вероятно, эта традиция связана с историей индейских племен, которые свое происхождение связывали с прародителями-медведями, волками, змеями и т.д.
          Около школы много парковочных мест (для машин учеников!) и они обычно забиты. В здании огромное количество входов и выходов, во всяком случае, больше 10. Это все предусмотрено на случай, если школьников надо быстро вывести. По стенам в широких коридорах тянутся железные ящики с цифровыми замками. В них ученики хранят свои вещи - учебники, тетради и пр., поэтому носить с собой постоянно тяжелую сумку с книгами не приходится.
          Моя школа, как и все американские учебные заведения, очень прилично оборудована. В каждом кабинете есть, по крайней мере, один компьютер и обязательно телевизор, по которому ученики смотрят новости перед началом занятий. В зависимости от профиля кабинета добавляется различная техника и материалы. Например, в кабинете биологии используются такие приборы для опытов, о которых я и не подозревала. В кабинете истории есть множество карт разных стран и разных эпох, большая подборка исторических фильмов. В кабинете рисования всегда найдутся кисти разного размера и всевозможные краски, начиная с акварели и заканчивая масляными. Меловые доски уже отошли в историю, их заменили металлические, на которых пишут фломастерами. Парты чаще всего одноместные - никто никому не мешает.
          Но все это, можно сказать, внешняя, материальная сторона учебы. А теперь о том, как идут сами уроки, как строится учебный день. Расписание у них, прямо скажем, не такое загруженное, как у нас. Всего в году 2 семестра вместо наших 4 четвертей. Для семестра нужно выбрать только 4 предмета. Каждый может остановиться на том, что ему лично интересно или необходимо для будущей профессии. Помимо этой вольной программы существует еще и обязательный минимум, по которому надо пройти 3 уровня математики, 3 английского и 3 уровня предмета под названием "Наука" (сюда входят физика, химия, биология и пр.). В моей школе в день было только 4 урока, но по 86 минут каждый. Естественно, за такое время можно многому научить. Для меня, привыкшей всего к 40 минутам урока, довольно трудно почти полтора часа усидеть на месте, да еще и оставаться сосредоточенной. А вот переменки длятся всего 5 минут, поэтому нередко приходится бежать до кабинета, чтобы успеть до звонка. Но есть еще перемена, которая длится целых 30 минут. Обычно все в это время обедают.
          Да, кстати, в школу ходят только 5 дней в неделю, то есть у учеников есть полноценные выходные. Что меня действительно очень удивило в американских школах, так это отношения учеников и учителей. Я ни разу не слышала, чтобы учитель на кого-нибудь повысил голос. С учителями общаются, как с друзьями: у них просят совета, жалуются на проблемы, спокойно задают самые разные вопросы. В общем, учителям здесь доверяют, потому что они терпеливы, доброжелательны и уравновешены - никогда не сорвутся из-за мелочи. Если ученик отстал по предмету или что-то не понял (а со мной это вначале часто случалось), он может остаться после уроков и получить бесплатную помощь. На уроках царит тишина, что в первое время даже как-то непривычно. И дело здесь не только в хорошей дисциплине. В общем, ученики в Америке своих учителей любят и уважают, потому что и учителя их уважают, относятся к ним, как к равным.
          Система выставления оценок в школах США меня тоже поразила. Каждый тест, словарный диктант, задача, сочинение - все рассчитано по баллам, из которых составляется процент. Это выглядит примерно таким образом:

 

американская оценка % российская оценка
A 100-90 5
B 89-80 4
C 79-70 4-
D 69-60 3
E 59-50 3-
F 49-0 2

          Получается, что учитель не властен над оценкой ученика, все зависит только от уровня знаний.
          Во время учебы в 10-12 классах все сдают экзамены, по результатам которых можно поступать в университеты и колледжи. Экзамены эти разрешается сдавать несколько раз, и в итоге можно достичь самого высокого балла. И никакой вступительной нервотрепки!

      

Своеобразным открытием для меня стало и то, что американская школа - это не только место, где получают знания. Ученики, в том числе и я, проводят здесь большую часть своего времени, занимаясь в кружках и спортивных секциях. Все это, между прочим, бесплатно. Весь год разделен на три спортивных сезона - осень, зима, весна. Осенью можно заниматься теннисом, американским футболом, плаванием, зимой - волейболом, баскетболом, весной - легкой атлетикой, гольфом и т.д. Я, например, занималась осенью теннисом и даже стала чемпионом округа.
          Кроме того, существует масса кружков и всяких клубов - "Кружок начинающих психологов", "Драматический кружок", "Клуб международных отношений", "Клуб благотворительности", "Клуб лыжников" и т.п.
          Даже если ты не участвуешь в соревнованиях или выступлениях, все равно приходишь поддержать свою команду, стараясь не пропустить ни одной игры. У каждого есть майка с символом и цветами школы, ее обязательно надевают "свои" болельщики. И самим соревнованием дело не ограничивается. После крупных игр устраиваются школьные дискотеки. А за неделю до какого-нибудь важного состязания проводятся различные конкурсы. Например, двое друзей должны одеться, как близнецы, или сделать какую-то фантастическую прическу. В конкурсе по прическам я заняла второе место. Мне заплели множество косичек, а на концы прикрепили шарики, колокольчики и прочие подобные мелочи. Было очень забавно!
          В общем, проведя полный учебный год в американской школе, я больше не задаюсь вопросом, почему их дети любят ходить в школу, а наши, мягко говоря, не очень.

 


 ( +13 ) 
23.03.2010 18:11
Комментировать

А вот что можно узнать о школах и колледжах США из официальных источников.

    

Школы в Бруклине и Лос-Анджелесе.

Школы

Американцы поступают в школу с шести лет, хотя многие учатся в яслях и детских садах уже начиная с трех лет. Начальные школы американцы заканчивают в 12-13 лет, а затем переходят в средние школы различных типов. В них учатся, в среднем, до 18 лет.

Государственные общественные школы (public schools) в США страдают теми же болезнями, что и наши, хотя в целом их уровень меньше зависит от штата или региона. В них учатся дети семей с небольшими доходами, поэтому средний уровень знаний учеников низок. Выбор факультативных предметов в них невелик, и даже базовые предметы преподаются в ограниченном объеме. Американская система устроена так, что на территории любого штата школьная программа может быть изменена. Например, много шуму наделал недавний запрет Канзасского совета школьного образования спрашивать учеников на выпускных экзаменах по теории Дарвина.

В частных школах-интернатах другая беда – обучение там очень дорого (около $25 тысяч в год), а состав учеников слишком однороден – это дети верхушки "среднего класса" (upper middle class) и богатых. Американцы считают это недостатком, поскольку у ребенка, не сталкивающегося с представителями социальных низов вовсе, могут сформироваться недостаточно демократичные по местным меркам взгляды.

Сейчас в качестве разумной альтернативы развивается система школ другого типа – так называемых "чартерных" бесплатных школ, которые создаются группами единомышленников (родителей и учителей), недовольных имеющимися в округе школами. Первая школа этого типа была создана в 1991 году в Миннесоте, а сейчас количество подобных школ превысило 1.700. Ожидается, что число чартерных школ будет доведено до 3.000.

Колледжи

После школы обычно поступают в колледжи. Они бывают нескольких типов – двухлетние технические (Technical), колледжи для младших возрастных групп (Junior Colleges), местные колледжи (Community Colleges) и колледжи четырехлетнего обучения, которые по нашим меркам являются вузами. Последние могут быть как частью университета, так и отдельным высшим учебным заведением. Надо отметить, что в США вообще законодательно не регламентировано, какой вуз должен называться "университетом", а какой – "колледжем".

После двух лет обучения в колледже студенты получают Associate Degree. Эта степень позволяет продолжать учиться в университете (на третьем курсе) или работать на младших должностях в любой компании США.

Вузы

Как известно, Америка – страна контрастов. Поэтому ее система вузов очень неоднородна. Есть здесь вузы, финансируемые частными лицами или фондами, а есть государственные, получающие деньги из бюджетов своих штатов. Хорошие и скверные вузы есть как среди первых, так и среди вторых. Причем в рамках одного университета рейтинг различных специальностей может довольно существенно различаться.

 ( +13 ) 
23.03.2010 18:27
Комментировать

О первых впечатлениях в американском колледже пишет в своем блоге Ю.


Американские колледжи хороши тем, что в них нет обязательного списка предметов для группы и единого расписания. Собственно, даже группы нет. Каждый студент выбирает себе предмет (или два, или пять) на семестр и наиболее подходящее для него время. Получается, что на каждом предмете формируется своя группа. Это очень удобно для тех, кто совмещает учебу с работой, а таких – подавляющее большинство. В зависимости от наличия времени и денег на учебу, одну и ту же программу кто-то закончит за 2 года, а кто-то за 6.

Об обстановке в колледже

Сразу оговорюсь, что речь идет о колледже в небольшом городке. Наверняка, в больших городах или в других штатах ситуация другая. Больше всего хотелось посмотреть, на самом ли деле в американских школах и колледжах так мало окон, потому что снаружи они смотрятся, как будто строили их не для учебы, а для изоляции преступников или укрытия от стихийных бедствий (что, возможно, правда). Я уже давно заметила это отличие от русских школ, в которых окон предостаточно, и поэтому внутри светло и просторно. Оказалось, что я была права, и освещение внутри, в основном, искусственное. Во всех аудиториях и лабораториях, где уже удалось побывать, нет ни одного окна, и это, наверно, не так важно, но атмосфера немного непривычная. Компьютерный класс удивил своей простотой и старыми большими мониторами. В моем университете в Омске компьютерные классы были просто шикарными. Если учесть, что обучение в колледже – исключительно коммерческое, такая ситуация показалась мне странной. В остальном ничего особенного я не заметила, все чисто, аккуратно, лаборатории оборудованы не то, чтобы по последнему слову техники, но достаточно хорошо, в колледже есть свой книжный магазин, кафе, просторная парковка, хотя летом там достаточно пустынно.

О преподавателях и студентах

Преподаватели очень похожи на русских (хотя, конечно, везде бывают разные) – знающие, интересные, идущие в ногу со временем, не без чувства юмора, не по годам «молодые», активные, неплохо говорят по-английски, в отличие от преобладающей части населения (не могу удержаться от замечания лингвиста), любят общаться со студентами. Кстати, преподаватель – часто единственный в аудитории человек, одетый с учетом стиля и цвета одежды. Студенты меня просто поразили – почти все и всегда ходят в мешковатой спортивной одежде, причем это, в основном, девушки. Футболки, толстовки, спортивные штаны, шорты, при этом дамские сумки… – всё абсолютно разных цветов, однажды даже видела девочку в носках и шлепках! В первый день я нарисовалась, по привычке, в брюках и кофточке, на каблуках и при макияже (раньше ведь не была в колледжах, откуда мне было знать, что можно прийти в спортивных шортах и сланцах), зашла в аудиторию и … упс! Теперь одеваюсь более неформально, чтобы быть ближе к народу, хотя неформально как американцы никогда не получится после пяти лет русского университета.

Отношения между преподавателями и студентами тоже очень неформальны, и это понравилось. Мы называем преподавателя просто по имени, как и он нас, шутим, смеемся, вместе пьем кофе с пирожными на перемене, что очень здорово. Однако все понимают, что правила есть правила, и доброта преподавателя на политику колледжа не влияет – каждые пропущенные полчаса лекции или ненаписанный тест придется отрабатывать, причем столько раз, сколько понадобится для успешного выполнения. Кроме того, я думаю, что каждый студент платит за обучение деньги, заработанные собственным трудом, и поэтому к учебе отношение серьезное. Это в России преподавателям частенько приходится призывать студентов к посещению занятий и дисциплине, объяснять, что образование нужно им, а не самому преподавателю. Здесь все понимают сами, зачем они пришли в колледж – чтобы получить желанную степень, а значит повысить зарплату и уровень собственного материального благополучия. Время – деньги, в буквальном смысле. Поэтому на переменах мы отдыхаем, а на занятиях внимательно слушаем, смотрим, обсуждаем, вызываемся добровольцами для игр и экспериментов, и никто ни от чего не отлынивает.

Об «американской тупости»

Столько раз приходилось слышать фразу о том, какие они тупые, но даже после года жизни в Штатах мне сложно четко определить свою позицию по этому поводу. Чаще всего защищаю их, ведь мне встречались интересные, умные, талантливые, успешные люди. С другой стороны, ведь и в России не все – умники и умницы. Но иногда я становлюсь свидетелем такой вопиющей тупости, что начинаю подумывать, что это, действительно, чисто американское. В первый день учебы мне все очень понравилось: преподаватель – просто супер, студенты тоже хорошие. Впервые вспомнила о тупости, когда преподаватель рассказала о парне, который спросил, сколько процентов теста он сделал правильно, если у него нет ошибок. На это все засмеялись, и я подумала – ну, классно, что всем понятно и смешно. Однако позже наступил момент, когда смешно было только мне.

Поскольку курс мой связан с медициной, у нас проверялось умение измерять температуру обычным стеклянным термометром. Всем было предложено 4 термометра, и нужно было просто посмотреть на них и записать, какую температуру они показывают. Я понимаю, что многие никогда не пользовались этими штуками, потому как у всех есть современные электронные, но как можно перепутать 102 и 106? Особенно меня повеселили товарищи, которые половину данных записали в градусах Фаренгейта, а другую – в градусах Цельсия. Это ладно, может они, по крайней мере, увидели показания правильно, просто использовали не ту шкалу. А вот почему другим, использующим шкалу Фаренгейта, пришлось это задание переделывать, так и осталось для меня загадкой. Судя по всему, людям сложно понять, что одно деление – не обязательно равно одной десятой градуса, особенно если таких делений в градусе всего пять. Ничего плохого не хочу про них сказать, они все классные, и все без исключения мне симпатичны, но факт остается фактом.

Об оценках

Уверена, что в университетах есть разные системы оценивания, но расскажу, как это происходит на курсе, который выбрала я. Обучение очень интенсивное, ходим мы туда, как на работу – 5 дней в неделю по 8 часов. После его окончания можно продолжать учиться, ходить на другие предметы, а можно сдать государственный экзамен, получить лицензию и начинать работать в медицинских учреждениях. Каждый день на лекциях и практических занятиях мы охватываем достаточно большой объем информации, потом дома читаем о том же, но более подробно, а на следующий день пишем тест по пройденному материалу (нужно правильно ответить минимум на 70% вопросов) и переходим к другому блоку.

В заключение хочу подчеркнуть, что в этой заметке я не пытаюсь дать характеристику системе образования в целом. Это всего лишь личные впечатления, после всего лишь недели учебы, в одном единственном колледже.

 ( +123 ) 
23.03.2010 21:01
Комментировать

ПОРТРЕТ АМЕРИКАНСКОЙ ШКОЛЫ

И несколько соображений, почему мы делаем ошибки, сравнивая ее со школами других стран.


Мы расскажем о двух государственных (public) школах, причем об их старших классах (9-12-е годы обучения, high school). Об одной школе в Бруклине (Нью-Йорк) и о школе в одном из городов штата Нью-Джерси. Обе эти школы бесплатные, как и все государственные школы в США. Бруклинская школа - самая что ни на есть средняя, нью-джерсийская входит в верхнюю часть рейтингового списка школ штата. Указать конкретное место в списке нельзя, потому что список может составляться по разным параметрам - по результатам школьников на том или ином тесте, на олимпиадах, по числу поступивших в те или иные университеты и т.д. и т.п. Поэтому наиболее точной будет такая непритязательная характеристика: одна школа - "самая обычная", другая - "обычная хорошая школа". Сразу же скажем, что эти две школы довольно схожи между собой.

Итак, типичные школы. Первое, что бросается в глаза, - гибкое расписание и распределение предметов по классам. Обязательные группы предметов - английский язык, математика, естественные науки, социальные науки, физкультура. Школьник должен каждый год изучать не менее одного предмета из каждой группы и хотя бы один предмет из необязательных групп. Необязательные группы - это иностранный язык, искусство, бизнес.

Иностранный в нью-джерсийской школе - это испанский или французский, в бруклинской один из иностранных - русский. Русские эмигранты, живущие в Бруклине, иностранным берут русский, сразу его сдают, получают высшую оценку и на этом изучение языков прекращают. Естественные науки - физика, химия, биология, наука о Земле. Социальные науки - это, например, история. Искусство - изобразительное искусство, актерское искусство, музыка, пение, история искусства. Бизнес - это бухучет, шитье, готовка, компьютер. Многие мальчики выбирают шитье и готовку, многие девочки - компьютер. Компьютер используется и при изучении других предметов - для поиска информации в Интернете и для оформления рефератов.

Многие предметы изучаются разными учениками на разных уровнях, например, для английского уровней пять. Из них три нижние - для свежих эмигрантов; ребенок, хорошо учившийся по английскому в одной из лучших школ Москвы (но не в языковой спецшколе), может так сдать тест, что ему разрешат пойти на неэмигрантский уровень (второй сверху), но ему будет трудновато. Кроме того, по английскому языку есть несколько специализированных курсов.

В нью-джерсийской школе, пребывая в одном и том же классе (на одном году обучения), ученик может изучать разные предметы на разных уровнях; соответственно на одном уроке, скажем, алгебры начального уровня, могут увидеться одиннадцатиклассник, вообще-то специализирующийся в искусстве или просто очень слабый, и девятиклассник, собирающийся посвятить свою жизнь химии. Выбор уровня изучения предмета зависит от состояния знаний ученика на момент выбора. Он определяется оценками, если ученик учился в этой школе раньше, и тестами по английскому и математике, если он только что приехал из-за рубежа; считается, что для изучения любого предмета на высоком уровне нужно соответственно владеть языком (иначе не поймешь) и уметь соображать (иначе не сможешь освоить). Если школьник хочет взять более легкий уровень, чем ему доступен, ему не препятствуют. Более сложный уровень брать не рекомендуют, но при хороших знаниях, например, по математике и желании заниматься именно ею, школьник может быть взят на более высокий уровень, чем тот, который ему полагался по слабому знанию языка. Система довольно гибка.

В бруклинской школе, которая существенно больше нью-джерсийской, есть отдельный так называемый почетный (honors) класс. Чтобы попасть в этот класс, нужно иметь высокие оценки по всем предметам, а эмигранты еще должны успешно сдать тест на переход из эмигрантского английского класса в обычный.

Заметим, что никакие сравнения американской и российской школ по уровню образования невозможны без указания на то, с каким именно уровнем американской школы происходит сравнение. Возможно, что источник систематических ошибок таков: российский школьник, слабо знающий английский язык, попадает из-за этого на самый нижний уровень по всем предметам, где ему, естественно, все кажется примитивным. Сравнение уровня задач и возможность усвоения предмета требуют разного уровня владения языком: сравнить уровень задач по математике или физике можно, почти не зная языка. Если же он приносит эти задачи своему родителю, тот вдобавок начинает сравнивать не с реальным уровнем российской школы, а со своими поэтическими воспоминаниями о той - во многих случаях математической - школе, которую некогда кончал. Впрочем, недобросовестные статьи об американской школе нередки и в американской русскоязычной прессе, причем это статьи авторов, которые не могут не знать истинной ситуации.

Математика включает алгебру, геометрию, тригонометрию, анализ. Каждый из этих предметов имеет два или три уровня, прохождение предметов взаимосвязано: например, на анализ идти без алгебры нельзя. Верхние уровни близки к уровню лучших школ Москвы. Кроме этих основных курсов есть несколько специализированных курсов: по существу, это курсы университета, но читаются они в школе. При поступлении в университет все это засчитывается. По охвату математика несколько больше (например, проходят комплексные числа) и концентрированнее - то, что в России изучают несколько лет, в США проходят за год. Наука о Земле, биология, химия, физика имеют от двух до трех основных уровней, кроме того, могут проходиться дополнительные курсы, близкие к курсам университета.
Как известно, некоторые педагоги вообще утверждают, что все изучать надо более концентрированно, вплоть до режима погружения. Месяц - математика, месяц - пение, месяц - физика. Американская школа относительно российской немного смещена именно в эту сторону - предметов меньше, но почти все предметы каждый день, а на другой год данного предмета может не быть вовсе. На дом задается довольно много, причем среди задач много простых, но есть и задачи, требующие громоздких вычислений. Человека учат работать, а не просто сидеть в классе, открыв от удовольствия рот. Впрочем, к тем, кто на уроке бездельничает, относятся либерально, если они не мешают вести урок.

По всем предметам школьники делают много докладов, письменных отчетов, иногда группами, причем они сами должны определить способ взаимодействия. Подготовка докладов требует работы в библиотеке и с Интернетом. В школе имеются общедоступные компьютеры в библиотеке. При этом допускается выполнение задания и без использования компьютера, даже в рукописном виде. Через все преподавание проходит идея - информацию надо уметь искать, оценивать и излагать.

Систематическое изучение истории начинается с 9 класса, с курса "Мировая история". В более младших классах историю изучают фрагментарно в рамках других гуманитарных предметов. Вся мировая история проходится за один год - один урок в день ежедневно. Учебник - толстая книга большого формата, напоминающая энциклопедию. Состав курса отличается от российского - существенно больше внимания уделено истории науки, техники и культуры и меньше войнам. Английский язык - это, по существу, литература. В нью-джерсийской школе оказалось, что изучаемая литература в основном была посвящена теме "Подросток в конфликте со средой", изучались "Над пропастью во ржи", "Ромео и Джульетта", "Царь Эдип" и некоторые другие произведения, отчасти список определяется учителем. Кроме того, существует внеклассное чтение: что читать, определяется самим учеником, и большинство читает бульварную литературу. Все это относится к первому уровню английского для американцев. Как уже говорилось, есть еще один английский - более серьезный и еще три уровня для только приехавших. На этих уровнях больше внимания уделяется лексике и грамматике.
Физкультура, пока тепло, проводится на улице, когда холодно - в зале. Состав - легкая атлетика и игры. Вообще физкультура "мягкая", без нажима на школьника и без плохих оценок. Возможно, это следствие того, что физические возможности у разных людей разные, уровней физкультуры в школе не существует, а травмировать плохими оценками за то, что человек не так высоко прыгает, считается неправильным.

Расписание составлено так, что ученик находится в школе в течение восьми или девяти уроков. Один из "уроков" - это обед. Иногда в расписании бывает "окно" - школьник может заниматься сам, например, в библиотеке или компьютерном классе.

По окончании школы все ученики сдают государственный выпускной тест, однако не в 12 классе, а в 11-м, для того чтобы результаты этого теста могли быть использованы при поступлении в университеты. Документы в хорошие университеты подаются осенью последнего года обучения, в более слабые - позже. В плохих школах выпускной тест успешно сдают около 30%, в хороших - свыше 90%. Для поступления в хороший университет необходимо сдавать еще единый для всех США тест SAT-1, в нем существенно более сложный английский, а для поступления в очень хорошие - тесты SAT-2 по нескольким предметам.

Школьники могут участвовать в олимпиадах. Например, в Нью-Джерси олимпиады по математике проводятся раз в месяц, с октября по апрель, на уровне округов (это около 30 школ) или их частей. Олимпиада проходит после уроков, школьников везут в одну из школ округа. Разделения на классы на олимпиаде нет. Каждая школа выставляет одну команду. Дается 10 задач на один час. Иногда учитель, который привозит команду, отбирает пять работ и представляет их проверяющим, иногда проверяются все. Счет команды - это сумма решенных задач в трех лучших работах. Задача либо засчитывается, либо нет, понятия "частично решено" нет. Победители могут участвовать в олимпиаде следующего уровня - штата или группы штатов. Она проводится реже, раз в год, и длится три дня. В штате Нью-Йорк олимпиада тоже проводится раз в год, и длится она несколько дней.

Помимо олимпиад есть много других видов внеклассной деятельности - спорт, театральные, музыкальные и вокальные коллективы, иные клубы по интересам. Участие во внеклассной деятельности считается престижным и учитывается при поступлении в университеты.

Как указывалось выше, государственные школы бесплатны. Все финансирование осуществляется из бюджета. Однако школы стараются заработать немного денег дополнительно, причем чаще всего - ведя коммерческую деятельность среди семей учеников. Примеры:

- продажа билетов на спектакли, в которых играют ученики (билеты весьма дешевые);
- покупка оптом, а затем распространение в розницу мелких сладостей, а также книжек с купонами, по каждому из которых можно получить в течение года небольшую скидку на различные товары и услуги;
- выпуск раз в год "книги года" с фотографиями всех учеников и учителей школы, фотографиями различных мероприятий и всяческими материалами о школе и продажа ее по цене, превышающей себестоимость. Большинство детей хотят иметь такую книгу.


Кроме того, иногда родителей просят пожертвовать деньги (опять же небольшие) на какие-то общественные организации при школе (типа родительского комитета) или на другие нужды, иногда уже не связанные со школой (например, в фонд жертв 11 сентября). Не внести деньги на такие нужды неудобно.

Правила учащихся в американских школах


Существует довольно большое количество всевозможных правил, которым должны следовать учащиеся. В нью-джерсийской школе эти правила включены в ежедневник, который каждому ученику выдается в начале года, и занимают они там страниц пятнадцать.

Значительную часть этого описания составляют правила, связанные с посещаемостью. Основное правило следующее: пропустить без уважительной причины можно максимально 18 уроков по предмету с годовым курсом, 9 дней - по предмету с полугодовым курсом и 5 уроков по предмету с курсом на одну четверть. Если пропущено указанное количество уроков, ученик может не получить зачет по соответствующему предмету, и ему придется проходить его летом или на следующий год. Когда у ученика набирается примерно половина "критических" пропусков, его вызывают в "офис посещаемости" и проводят с ним беседу. Желательно, чтобы в ней участвовали и родители. Трудно установить, насколько строго выполняются эти правила, реально почти на каждом уроке нескольких детей нет, но неизвестно - болеют ли они, прогуливают или еще что-нибудь.

Следующая большая группа правил связана с различными нарушениями и наказаниями за эти нарушения. Всего нарушений в списке около сорока. Вот некоторые из них:

Оскорбление или угроза преподавателю.
Порча имущества (включая графити).
Воровство.
Списывание.
Прогулы.
Подделка подписи.
Ложная тревога.
Принос в школу оружия.
Принос в школу и использование аудиотехники.
Принос в школу и использование пейджеров и сотовых телефонов.
Принос в школу водяных пистолетов.
Нахождение в пьяном виде или под воздействием наркотиков.
Сексуальные домогательства ("харассмент").
Курение в пределах здания школы или участка, принадлежащего школе.
Вождение автомобиля во время занятий.
Игра в карты в школе.
Еда в непредусмотренном месте
и так далее...


Существуют правила, регламентирующие одежду школьников. В частности, нельзя носить следующее:

Одежду с рекламой алкоголя и наркотиков.
Одежду оскорбительного вида, в частности, сексуального характера.
Одежду, выражающую принадлежность к группе, принадлежность к которой противоречит идеологии школы (вероятно, сюда можно было бы отнести одежду с нацистской или террористической символикой).
Слишком прозрачную одежду.
Слишком открытую одежду.
Нижнее белье не должно быть видно.
Шорты или юбки не должны быть короче восьми дюймов от верха бедра.
Бретельки у маечки не должны быть очень узкими.
Нельзя также ходить босиком.

 

Сами учителя одеваются несколько строже, чем инженеры и программисты, но обычно не в костюмы. Женщины чаще носят юбки, а не брюки, мужчины всегда носят брюки, а не джинсы.

В заключение приведем количественные данные для государственных школ одного из округов штата Нью-Джерси. В округе 25 городов. В самом крупном городе три школы. Во втором по величине - население 97000, две школы по 6000 учеников. В остальных - по одной школе, 3000-9000 учеников. В среднем городе население 14000, одна школа, 1500 учеников. В маленьком городе население 2500, учеников - 500.

Американская школа не просто в несколько раз крупнее российской, это более сложный механизм. Построение описанной выше многоуровневой системы при разумных затратах возможно только в большой школе. Задача американской школы: выпустить человека как минимум адаптированного к обществу, готового с пользой для него и для себя - стало быть, с удовольствием - жить. Как максимум - вырастить Эдисона или Элвиса Пресли. Разумеется, возможности у разных школ разные, но обычная хорошая школа это сделать может.

ЛЕОНИД АКШИНАЗИ, МАРИЯ ГАЙНЕР              
По материалам "Первое сентября" № 40 2002

 ( +3036 ) 
23.03.2010 23:44
Комментировать

Дисциплина и порядок в американских школах

Школьники, как и во всем мире, не идеальны, и могут нарушать дисциплину, правила поведения. Но в США родители, определяя ребенка в школу, подписывают документ, в котором ясно прописано, как должен себя вести ученик, какие меры воздействия могут быть приняты, и что за поведение ребенка в ответе родители.

Здесь учителя не занимаются дисциплиной. Для этого есть офис – канцелярия, где постоянно работают 2-3 дежурных администратора. Все данные на каждого ученика в компьютере. Ни одному ученику не придет в голову оспаривать с учителем отметку, как это нередко бывает в нашей школе, или объяснять, что «я сделал домашнее задание, да дома его позабыл...». Нет работы – ноль баллов. И все. На уроке могут не слушать, дремать, тихонько переговариваться, но грубить учителю, спорить с ним никто не смеет. В школе запрещено включать сотовый телефон. И если возникли малейшие нарушения дисциплины, зазвонил телефон, кто-то кого-то стукнул (не дай Бог!), обругал – учитель отправляет нарушителя в офис. Дальше уже с ним разбираются администратор или кто-то из руководства.

Есть и система наказаний. За пару мелких прегрешений могут отправить в «штрафной класс» – лишив на два-три дня права присутствовать на уроках. Ученик находится в школе, сидит в отдельном «штрафном» классе, не имеет права выйти без ведома дежурного учителя, и самостоятельно выполняет данные ему задания. Старших учеников могут лишить ленча. В случае грубых нарушений дисциплины, или часто повторяющихся, могут исключить из школы на одну-две недели, и никого не волнует, как потом он будет наверстывать пропущенное. В High school объем материала по каждому предмету считается в кредитных часах, как в вузах. Если за семестр не добрал часов – неважно, по болезни или по другой причине, придется ходить в летнюю школу, либо по вечерам заниматься данным предметом в течение двух месяцев. Иногда приходится ездить в другую школу – собирают со всего школьного округа таких студентов.

Злостных нарушителей могут перевести в специальную школу. Иногда дело доходит и до полиции. Был такой случай с сыном одних наших знакомых, учеником 7 класса. Не знаю, что его толкнуло на такой поступок, то ли хотел самоутвердиться среди одноклассников, то ли с кем поспорил, но во время перемены он накрутил в туалете туалетной бумаги и поджег. И быстро погасил, но кто-то успел сообщить в офис. Тут же вызвали полицию, завели дело. Родителей вызвали к судье – было два варианта: либо заплатить штраф 280 долларов, либо парню две недели отработать после уроков – например – подметать улицу у школы, собирать мусор, подстригать траву на газоне. Родители предпочли заплатить штраф, хотя, на мой взгляд, пусть бы помахал метлой. А если школьник попал однажды на заметку в полиции, то запись эта сохраняется в его личном деле 5 лет!

Не подумайте, что школьники все паиньки, не дерутся, не курят и т.д. Но только не в школе, всё за ее территорией. Внук недавно рассказал, что два мальчишки начали драться в школьном дворе, подбежали старшеклассники и велели быстренько удалиться за пределы, иначе неприятностей не оберешься. Драки не редкость, тем более, что почти половина учеников с горячей мексиканской кровью, но ходят драться-бороться подальше от школы. Не секрет, что большой проблемой является в США употребление подростками наркотиков, в средних школах регулярно проводятся проверки учеников, если есть подозрения... но это уже тема не моей статьи.

По материалам Гертруды Рыбаковой.

 ( +72 ) 
25.03.2010 18:27
Комментировать

Интересно, есть ли подобные Правила в российских школах?

И, если есть, то какие меры применяют к нарушителям?

 ( +286 ) 
02.04.2010 23:00
Комментировать

У нас в Уставе школы записано, что ученик должен быть аккуратным, не пропускать занятия, ходить в школьной форме и т.д. А о том, какие наказазания за непослушание - не написано. Вот мы не ходим в форме, курим в туалете, малыши швыряют булки в коридоре, хамим учителям, прогуливаем уроки ... 

Никого пока от занятий не отстранили. А если бы отстранили, то половина школы бы тусовалась где-то по улицам или в парке.

Да, по поводу драки. Дерутся не то чтобы на территории школы, а прямо в классе на уроке. Нет, есть учителя, у которых все сидят и зубрят. А есть уроки, где семечки грызут, в карты режутся, а про телефоны ваще молчу. 

Я лично - не экстремал, но и не паинька.  Всем :-))

 ( +97 ) 
02.04.2010 23:09
Комментировать

А у нас девчонки разборки устроили, побили втроём одну отличницу. Так их за это на учёт в милицию поставили.   Они это без свидетелей сделали, так что нас упрекать не в чем. Милиционер всё пытался узнать, кто-то видел это и почему не заступился? Теперь у нас спокойно. Даже пацаны дерутся только на улице, бывает, что приходят опухшие и с подбитым глазом. Ну и че с ними сделаешь?

Хочу написать ответ