ILANA :
По материалам статьи Юлии Вертгейм, преподавателя Новосибирского государственного университета, edunews.ru 26 августа 2009
Слова зубрилка и натасканный часто используются в уничижительном смысле. Мол, на самом деле школьник или абитуриент ничего не знает: просто зубрит или натаскан по предмету - вот и сдал хорошо. Однако попробуем отказаться от стереотипов. Давайте разберемся в том, действительно ли зубрежка и натаскивание - это зло, от которого нужно срочно избавить школу и подготовительные курсы в вузы.
Что же такое зубрежка? Это запоминание материала без опоры на его смысл. Объясняя, в чем суть отмены крепостного права, вы вправе свободно рассуждать на эту тему. А вот точную дату отмены можно только выучить: по смыслу число 1861 никак не связано с идеей антикрепостнических реформ в России.
Оценим, насколько необходима зубрежка. В самом деле, можно ли хоть в одном учебном предмете обойтись без такого запоминания и без освоения рутины? Давайте посмотрим.
В физике нужно заучивать названия законов, объектов, свойств (закон Ньютона, кварки, сверхпроводимость), величину констант. Если это экспериментальная физика - надо запоминать массу подробностей про работу конкретной установки.
В математике логику доказательств и алгоритмы решения типичных задач лучше знать на память. И физика, и математика требуют выучивания распространенных и полезных формул: на экзамене не получится выводить всё с самого начала.
В химии зубрежка процветает - названия веществ, формулы реакций, изображение структурных формул. Чтобы рассуждать о таблице Менделеева, нужно запомнить названия элементов, их типичные свойства, названия и порядок заполнения орбиталей, имена Менделеева, Паули, Шрёдингера.
Если зубрежка неизбежна в таких науках, что уж говорить о языках (словарный запас, грамматические правила, исключения), литературе (сюжеты, имена героев, цитаты), географии (названия городов, гор, рек, имена знаменитых путешественников, размещение предприятий), истории (даты, даты и еще раз даты, имена исторических деятелей, названия законов и знаменитых книг, названия предметов быта и так до бесконечности). Учиться без запоминания большого количества информации просто невозможно. Поэтому призыв «Не зубри!» на самом деле означает: «Не учись!»
В любом учебном предмете содержится ключевая информация, которую нужно просто выучить.
Как отделить то, что нужно понять, от того, что нужно запомнить? Чтобы понять суть любого объекта, следует осознать: в чем ключевые признаки этого объекта? что помогает отличить его от других? А чтобы рассуждать, нужно понять суть утверждения об этом объекте и аргументы в пользу и против предлагаемого утверждения.
Остается еще один важный вопрос: как сделать заучивание правильным и увлекательным? Для успешного запоминания информации нужно научиться успешно работать со своей памятью.
Главная цель школьника - овладеть объемом классических знаний и научиться решать стандартные задачи (возможно -- повышенной сложности, если это отвечает склонностям ученика).
У школьника тоже нет выбора: «натаскиваться» или нет. Вопрос состоит только в том, как успешно научиться решать однотипные задачи. Для этого в любом задании важно различать общие черты и конкретные детали, разобраться в том, к какой теме оно относится, с помощью какого учебного материала и средств можно с ним справиться.
Позубрили - теперь можно и потусить!
По материалам статьи Юлии Вертгейм, преподавателя Новосибирского государственного университета, edunews.ru 26 августа 2009